Соединительная муфта

СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ  МУФТА

Между двигателем и редуктором установлена втулочно-пальцевая муфта, которая служит для передачи крутящего момента на редуктор.

1 - двигатель, 2 - передняя часть соединительной муфты, 3 - задняя часть соединительной муфты.

Муфта состоит из двух полумуфт, передней и задней. Передняя полумуфта установлена на конус коленвала двигателя и закреплена гайкой с пружинной шайбой. Эта полумуфта имеет 4 пальца, на которые надеты резиновые демпфирующие втулки.



Эти втулки служат для того, чтобы:

- немного сгладить вибрацию, неизменно возникающую при работе двигателя;

- игнорировать некоторую несоосность двигателя и редуктора;

- можно было легко снять двигатель с трактора - для этого надо открутить четыре болта крепления двигателя и просто сдвинуть его вперёд.

Задняя полумуфта установлена на хвостовик ведущей шестерни редуктора. Эта полумуфта имеет 4 отверстия, в которые вставляются пальцы с резиновыми втулками передней полумуфты. Кроме того, снаружи задняя полумуфта имеет 2 ручья под ремень типа А.

Это моё убеждение, что любая круглая вращающаяся деталь должна предоставлять возможность отбора мощности. Сегодня не нужно, но завтра - вынь да положь прикрутить к трактору генератор или ещё что-нибудь. И что, по-новой всё переделывать? Поэтому везде, где это возможно, следует делать ручьи под ремень типа А!

Несколько слов о вариантах соединения двигателя с дальнейшей трансмиссией.

Часто на конус коленвала устанавливают крестовину. Это, как правило, недолговечно. Крестовин должно быть не менее двух, да ещё в сочетании со скользящим устройством. Это гораздо надёжнее, но значительно удлинняет конструкцию.

Второе техническое решение - использование цепной передачи. На первый взгляд вроде бы удобно - не надо париться с соосностью валов. Однако решение, прямо скажем, не самое удачное. Дело в том, что цепь хорошо работает там, где либо невелики нагрузки (велосипед), либо очень хорошая смазка (двигатель автомобиля Москвич-412, 2140 Уфимского завода). При работе на тракторе в условиях повышенных нагрузок и при практически отсутствии смазки цепь обречена на быстрый износ и вытягивание. Так что о долговечности такого технического решения можно только мечтать.

Мне посчастливилось увидеть и третье решение - применение ремённой передачи. Шкивы с четырьмя ручьями и ремнями от стиральной машины ЗВИ. Простенько, но не более, чем на три года.

Я не считаю своё решение самым правильным. Весьма вероятно, что есть варианты более интересные и простые. Но моя соединительная муфта в довольно тяжёлых условиях отработала 17 лет, после чего при плановом ТО я заменил резиновые втулки. И не потому, что они износились, а так, для порядка. Всё работает и по сей день.

В качестве поддержки своей точки зрения считаю уместным привести здесь выдержку из «Инструкции по эксплуатации стационарного малолитражного двигателя модели УД2-М1». Раздел «УСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ И ПЕРЕДАЧА МОЩНОСТИ К ВЕДОМОМУ АГРЕГАТУ»:

«На двигателе предусмотрена возможность фланцевого соединения его с ведомым агрегатом. Крепление агрегата производится по посадочным местам заднего фланца двигателя. Передача мощности осуществляется через упругую муфту».

*    *    *