МОДЕРНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ УД2

 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПУСКОВОЙ РУКОЯТКИ  КРЕПЛЕНИЕ МАГНЕТО  ПОДОГРЕВ МАСЛА
 УСТАНОВКА БЕНЗОНАСОСА  ПЕРЕДЕЛКА МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЫ  ИЗГОТОВЛЕНИЕ КЛАПАНОВ
 ДОРАБОТКА ПОРШНЕЙ  ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРОВОДОВ МАГНЕТО  УВЕЛИЧЕНИЕ СТЕПЕНИ СЖАТИЯ
 КОНУСА  УСТАНОВКА КАРБЮРАТОРА СОЛЕКС 2108х  ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТОРА
 БЕСКОНТАКТНОЕ ЗАЖИГАНИЕ  УСТАНОВКА СТАРТЕРА  КОСЯКИ В ИНСТРУКЦИИ
     НА ГЛАВНУЮ
 Переделка масляной системы

ПЕРЕДЕЛКА  МАСЛЯНОЙ  СИСТЕМЫ  В  ПОЛНОПОТОЧНУЮ

Оно, конечно, перед предками стоит снять шляпу за УД2 - двигатель они сочинили гениальный! Но, как водится, в бочке мёда... Вот зачем они намудрили с масляной системой, сделав её какой-то половинчатой - не совсем понятно, вернее совсем непонятно, тем более, что сделать её сразу полнопоточной было бы намного проще.

Но, на то мы и потомки, чтобы что-то исправить. Кстати, я эту систему придумал ещё в 1991 году и применил на практике. Но тут недавно на одном из сайтов увидел её описание. Один «самоделкин» тоже придумал и изложил. Но объяснил так путанно, так витиевато, что ни один нормальный человек по трезвости ни за что не разберётся. Поэтому я, нисколько не претендуя на первенство, решил объяснить всё нормальным человеческим языком, так, чтобы было максимально понятно даже полному идиоту. Тогда нормальный человек уж точно поймёт.

Итак, поехали...

Для начала надо разобраться, как вообще работает «родная» масляная система.

Масло, пройдя через сетчатый маслоприёмник и масляный насос, расходится в двум контурам (!). Первый (показан красными стрелками) направляется в смазочный подшипник и оттуда - в каналы коленвала, после чего сливается в картер. Второй (синие стрелки) - идёт в масляный фильтр и, пройдя его, в конечном счёте, тоже сливается в картер. Ну просто потрясающая техническая находка!

По схеме вроде бы всё логично, но в жизни, как это всегда бывает, всё совсем иначе. Тут нас ждёт один маленький сюрприз - дело в том, что самое узкое место в масляной магистрали маляный насос - смазочный подшипник, это трубочка, соединяющая эти агрегаты. Её внутренний диаметр - 5,5 мм, а сечение - соответственно 23,75 мм2, то есть поток масла, проходящий по ней вполне достаточный. Но в масляном фильтре всё обстоит гораздо «интересней». Если входное отверстие в корпусе фильтра 6 мм (сечение 28,26 мм2 ), то выходное... - 1 мм! То есть 0,8 мм2, в 30 раз меньше! Именно поэтому «родной» масляный фильтр ни в коем случае нельзя использовать при нашей переделке!

Корпус «родного» масляного фильтра. 1 - входное отверстие, диаметр 6 мм, 2 - выходное - диаметр 1 мм.

Получается, что двигатель практически всегда смазывается грязным маслом. Неслабо намудрили предки!

Наша переделка заключается в том, чтобы сначала перекрыть доступ грязного масла к смазочному подшипнику и колевалу (пробка показала красным цветом на левом рисунке), а затем с помощью штуцеров и трубки направить очищенное масло из масляного фильтра к смазочному подшипнику и колевалу (правый рисунок). Таким образом, смазочная система двигателя становится полнопоточной. Однако хочу ещё раз повторить - ни в коем случае нельзя для переделки использовать «родной» масляный фильтр.

Тут необходимо сделать небольшое лирическое отступление. Дело в том, что вы должны решить, где будет стоять сам масляный фильтр. В принципе, есть три точки, где его можно установить.

1 - в картере (самое подходящее место);

2 - на верхнем картере между щупом и указателем давления масла (место - так себе);

3 - на лючке нижнего картера (самое неудобное место).

В качестве фильтра для нашей задачи идеально подходт фильтр от «Дэу Нексия». Его размеры 75 х 75 мм.

Ниже рассматривается установка масляного фильтра в картере двигателя.

1. Извлекаем из картера двигателя масляный насос. Понятно, что для этого надо снять кожухи вентиляции, снять переднюю и заднюю крышки колевала, открутить винты, соединяющие верний и нижний картеры . Снимаем с масляного насоса масляный фильтр и маслоприёмник (фильтр грубой очистки). Короче, работы много. Но, оно того стоит!

Кстати, если у вас УД2, то масляный насос с него можно снять, не выполняя гигантскую работу по разборке всего двигателя - два больших лючка позволяют это сделать, чего не скажешь об УД2-М1 - в этом случае разборка движка обязательна! Вот вам и модернизация...

Сначала удаляем трубочку из канала, подающего масло в смазочный подшипник. Кстати, её данные: диаметры, наружный - 8 мм, внутренний - 5,5 мм, длина - 33 мм, выступает из канала на 22 мм.

На этой фотографии показан ход масла: красная стрелка - от насоса в смазочный подшипник и коленвал, синяя - от насоса в масляный фильтр. Диаметр первого канала - 8 мм, второго - 6 мм. Глубина первого канала - 40 мм.

Канал, подающий масло в смазочный подшипник, имеет диаметр 8 мм не на всём протяжении, а только вверху и на глубину всего 11-12 мм. Ниже диаметр меньше и составляет около 7 мм. В этом месте следует нарезать резьбу М8, после чего из шпильки или винта диаметром 8 мм надо изготовить пробку длиной 12-14 мм с резьбой М8 и завинтить её так, как показано на фотографии (красным цветом). Таким образом будет перекрыт канал поступления грязного масла в смазочный подшипник и масло из масляного насоса сможет поступать только в масляный фильтр (по синей стрелке).

Теперь переходим к установке штуцера. Следует иметь в виду, что толщина стенки канала №1, в которую будем устанавливать штуцер, всего 5,5 мм. Поэтому желательно, что бы у штуцера хвостовик имел резьбу М10х1,0, и сам хвостовик был не длиннее, чем 5-6 мм.

Штуцер установлен. Устанавливать его надо именно так, в противном случае он будет мешать коленвалу.

Теперь необходимо изготовить пластину для установки масляного фильтра. Эта пластина нужна только в случае установки масляного фильтра в картере двигателя. Если масляный фильтр будет устанавливаться в другом месте, форма и размеры пластины могут быть другими (этот вариант мной не рассматривается, конструкцию додумывайте сами).

Форма пластины практически повторяет форму «родного» масляного фильтра. Её толщина - 15 мм. Со стороны пробки 1 (на ней резьба М8) сверлится канал, в который потом просверливаются два отверстия - 2 и 3. Этот канал служит для подачи масла в новый фильтр.

Кроме пластины нужно выточить и крепёж самого масляного фильтра. Он представляет собой трубку с двумя видами наружной и одним видом внутренней резьбы. Внутренняя резьба такая же, как у штуцера, который будет в эту трубку ввинчиваться со стороны резьбы М16х1,5.

Следует иметь в виду, что фильтр наворачивается на трубку с наружной резьбой. Вот тут могут быть проблемы - дело в том, что эта резьба не метрическая, а дюймовая цилиндрическая UTS (Unified Thread Standard) и обозначается так - 3/4-16 UNF (Unified Fine).

Пластина с установленным крепежом маслянного фильтра. Крепёж следует законтрить гайкой с резьбой М16х1,5. Толщина (высота) гайки не должна превышать 5 мм, в противном случае будет невозможно закрыть лючок.

Трубопровод изготавливается из медной трубки диаметром 8 мм. Штуцера я использовал готовые - они от кислородной системы, которая используется в больницах. С одной стороны резьба М12х1, с другой - коническая 10х1 (резьба Бриггса).



Масляный насос, масляный фильтр, трубопровод в полнопоточном варианте.

Красные стрелки - ход грязного масла, синие - очищенного.

Как было сказано выше, масляный насос на УД2 можно снять/установить без разборки самого двигателя. Сначала целесообразно перевернуть двигатель и установить его на цилиндры. При установке масляного насоса сначала устанавливается трубочка. Она должна выступать из смазочного подшипника на 10-11 мм. После чего насос (или даже весь комплекс переделанной масляной системы без трубопровода) устанавливается без проблем. После прикручивания насоса в последнюю очередь устанавливается трубопровод.

Двигатель перевёрнут. Первой установлена трубочка.

Полнопоточная масляная система уставновлена на двигателе УД2 (вид со стороны маслоизмерительного щупа).

Полнопоточная масляная система уставновлена на двигателе УД2 (вид со стороны магнето).

Разные варианты установки масляного фильстра (фотографии взяты из интернета).

Почему я рекомендую устанавливать масляный фильтр именно в картере двигателя? Ну, во-первых, это его «родное» место.

Во-вторых, так уж получается, что дураков у нас в стране гораздо больше, чем это может показаться на первый взгляд. В нашей местности над владельцами самодельных тракторов повелось подшучивать - откручивать магнето. Весело, правда? А тут ещё и масляный фильтр снаружи! А если и его открутить - вот смеху-то будет! Поэтому я устанавливаю масляный фильтр только в картере. Это немного сложнее, но не так, чтобы очень. И ещё - у меня двигатель - настоящий УД2, ещё чугунный. У него два лючка, и доступ к масляному фильтру очень удобен из лючка со стороны регулятора.

В-третьих, установка фильтра, например, на лючке неудобна тем, что масляный насос крепится к верхнему картеру, а фильтр на лючке - к нижнему. При плановой разборке можно повредить трубки. В этом плане более удобно крепить фильтр между щупом и указателем давления масла. Но, опять-таки - выбор за вами. Во всех иных вариантах подвод масляных магистралей также осуществляется медными трубками диаметром 8 мм.

*    *    *