Редуктор

РЕДУКТОР

Редуктор состоит из двух шестерён, и выполнен по следующей схеме:

Меньшая, ведущая шестерня имеет 10 зубьев, нарезанных снаружи. Большая, ведомая - 30, нарезанных внутри (передаточное число - 3). Наличие внутренних зубьев на ведомой шестерне позволяет избежать вращения в противоположную сторону. Ведущая шестерня закреплена в стойке ведущей шестерни и может при настройке зацепления смещаться вверх или вниз на 3-5 мм. Ведомая шестерня жёстко закреплена на конусе вала промежуточной муфты сцепления.


Ведущая шестерня в сборе с подшипником.

Ведомая шестерня, вид спереди.

Ведомая шестерня, вид сбоку. На всякий случай сделаны два ручья для ремня типа А.

Этот редуктор имеет как преимущества, так и недостатки.

Преимущества: высокая надёжность и долговечность.

Недостатки: сложность изготовления, невозможность смазки - самая консистентная смазка даже на средних оборотах разлетается во все стороны, оседая на всех любопытных, повышенный шум (даже не шум, а какой-то высокочастотный звон).

Конечно, можно было придумать к нему какой-нибудь экран и частично его закрыть, но до этого, как всегда, не доходят руки.

Мне приходилось слышать рекомендации использовать в тракторе штатный редуктор РО-1, которым комплектуются двигатели УД2 в модификациях УД2С-M1 и УД2СТ-M1. Лично мне этот редуктор видеть не приходилось, но если ляминивая железяка, указанная на фотографии красными стрелками и прикрученная к УД2-М1 и является редуктором РО-1, то использовать её в тракторе крайне сложно, так как во-первых - не выдерживается принцип соосности валов, а во-вторых, крутящий момент, скорее всего, направлен в противоположную сторону, и впоследствии с помощью элементов трансмиссии его нужно будет снова перенаправлять.

Поскольку эти изображения взяты мной из интернета, на них нет моих логотипов.

Второй вариант - установка дополнительной КПП. Вариант неплохой, если только он не приводит к значительному удлинению всей конструкции. Мой первый вариант трактора был с двумя КПП от ГАЗ-2410. Впоследствии я от него отказался - задолбали вопросы, советы, мнения.

Третий вариант - установка КПП в комплексе с раздаточной коробкой. Раньше в качестве единственно возможного варианта была КПП с раздаткой от автомобиля УАЗ (452, 469). Но меня остановили габариты этой КПП, сложность её крепления и, главное, управления - там нужны довольно сложные тяги и специальная ручка для переключения передач.

В принципе, приемлем любой вариант - иногда ведь выбирать не приходится. Что имеем, на том и ездим!

А вообще можно обойтись и без редуктора и направить крутящий момент от двигателя сразу на коробку. Но в таком случае необходимо сочетание КПП и заднего моста с большими передаточными числами. Наиболее подходящий на мой взгляд вариант - КПП от ГАЗ-53 и мост от болгарской электрокары. На первой передаче у КПП ГАЗ-53 передаточное число 6,5, у моста - порядка 16,9 (там кроме главной гипоидной передачи есть ещё встроенный дополнительный редуктор!). Так что скорость трактора на базе этих устройств не будет очень высокой.

*    *    *