МОДЕРНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ УД2

 УПРАВЛЕНИЕ КАРБЮРАТОРОМ К16  ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТОРА  БЕСКОНТАКТНОЕ ЗАЖИГАНИЕ
 УСТАНОВКА БЕНЗОНАСОСА  ПЕРЕДЕЛКА МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЫ  ИЗГОТОВЛЕНИЕ КЛАПАНОВ
 ПОДОГРЕВ МАСЛА  УСТАНОВКА КАРБЮРАТОРА СОЛЕКС 2108х  УСТАНОВКА СТАРТЕРА НА УД2
 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРОВОДОВ МАГНЕТО  УСТАНОВКА КАРБЮРАТОРА MIKUNI VM26  НА 92-ой БЕНЗИН!
 ПОРШНЕВЫЕ КОЛЬЦА НА УД2  СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ УД2  НА ГЛАВНУЮ
 Поршневые кольца на УД2

ПОРШНЕВЫЕ  КОЛЬЦА  НА  УД2

Что касается поршневых колец, то для УД2 вы их даже не ищите. Такого товара в продаже нет.

И вообще, диаметр 72 миллиметра ни в сельском хозяйстве, ни в автопроме почему-то не уважают - техника с такими параметрами встречается очень редко. Все газонокосилки и большинство мотоблоков имеют диаметр поршней меньше, а автомобили - больше.

Можно попробовать поискать кольца от мотоцикла «Иж-Юпитер» - они почти то, что надо, практически полностью идентичны, разве что на них присутствует замок. Но это не критично.

Вверху - кольцо от мотоцикла «Иж-Планета» (с замком), внизу - кольцо УД2. Оба - диаметром 72 мм, высота - 2,5 мм, толщина - 2,8 мм.

Но, не всё так кисло, как может показаться на первый взгляд! Оказывается есть пророк в своём отечестве! И это - пусковые двигатели серии ПД (ПД-10, ПД-10У, ПД-10У-1), у которых диаметр поршня... таки 72 мм! И для них выпускают кольца, и как ни странно - это то, что надо.

Нормативно-техническая документация: ГОСТ 621-87

Обозначение: СТ-Д24.127А

Диаметр: 72,00 мм

Высота: 2,50 мм

Радиальная толщина: 3,20 мм (глубина канавок под кольца на поршне УД2 - 3,5 мм)

У этих колец нет никаких выточек и ложбинок, они тупо цилиндрические (то есть у них нет понятия верхнее-нижнее), правда, говорят, хромированные. Короче - подходят. И ещё - этот самый Stapri выпускает и ремонтные размеры вплоть до 72,75 мм. Так что УД2 - жив!

*    *    *

Но это - не всё! В это невозможно поверить, но на помощь спешат наши теперешние закадычные «друзья» - хохлы! Выпускавшиеся ими когда-то мини-броневики и мини-бэ-тэ-эры имели цилиндры тоже 72 миллиметра в диаметре!

Список двигателей Мелитопольского моторного завода, поршневые кольца которых могут подойти к УД2:

МеМЗ-966, МеМЗ-966А, МеМЗ-966В, МеМЗ-967/969, МеМЗ-966Г.

Все эти двигатели - так называемые «тридцатки», воздушного охлаждения, для наших целей наиболее подходящий вариант. Почему? Об этом - ниже.

А это - уже движки с водяным охлаждением. Менее предпочтительный вариант:

МеМЗ-245 (1,1), МеМЗ-2451, МеМЗ-2457\301100 (1,2\1,3), МеМЗ-2471 (1,1i), МеМЗ-2477\307100 (1,2i\1,3i).

Правда, тут не обошлось без приколов - поршневые кольца хохлятских броневиков по высоте не подходят, ибо они ниже (или тоньше - всего 2 мм против 2,5 «родных»). Но и это не всё... Они ещё и шире! Правда, это не принципиально: «родные» - 3,0 мм, а «братские» - 3,3. Однако, на каждую хитрую... Короче, на поршнях следует проточить две дополнительные канавки под эти кольца. Место, слава богу, для этих целей имеется. И поршень становится универсальным!

Кольца для МЕМЗ-«тридцатки»

Честно говоря, тут запросто можно свихнуть мозги. Притом, что эти кольца теперь найти становится всё труднее, на немногочисленных рынках из-под полы продают такое, что ни в сказке сказать, ни пером описать...

Часто кольца предлагают просто в промасленной бумаге. Но если вам повезёт, и вы купите эту вкуснятину в коробочке, не верьте нанесённым на неё рисункам по установке этих самых колец. Как правило, рисунки и форма колец между собой не совпадают.

Варианты формы поршневых колец, которые вы можете приобрести.

Как определить, какое кольцо верхнее, а какое нижнее? Скажу сразу - это не так уж и сложно, не бином Ньютона.

Иногда встречаются все кольца одинаковые и цилиндрические. Если они разного цвета, то светлые - верхние. Если же все одинаковые - сами понимаете, вопрос различий снимается.

Однако в большинстве случаев имеется несколько отличий:

1. Как я уже отметил, верхние компрессионные кольца, как правило, более светлые из-за покрытия хромом. Нижние - более тёмные, иногда почти чёрные - из-за покрытия якобы молибденом.

2. Верхние кольца имеют сглаженные кромки, нижние - острые.

3. Если кольца имеют выточки, можно ориентироваться по ним - если выточка внутренняя (по внутреннему диаметру кольца), то это верхнее кольцо (эта выточка должна «смотреть» в сторону камеры сгорания). Если выточка по наружному диаметру - это нижнее кольцо и выточка должна «смотреть» в сторону картера.

4. Иногда встречаются кольца разные по толщине. В этом случае более толстое, 2,0 мм - верхнее, более тонкое, 1,94-1,95 - нижнее.

5. Сильно облегчают жизнь надписи на кольцах «ТОР» или «ВЕРХ».

Они указывают, что именно этой стороной кольцо следует ориентировать к днищу поршня, то есть к камере сгорания. Но на «жопарожских» кольцах вы такие надписи вряд ли найдёте - это в большей степени удел загнивающих капиталистов. И потом, в те былинные времена, когда хохлы клепали свои броневики, по-аглицки они ещё не разговаривали, а вот писать на великом и могучем уже усиленно старались разучиться...

Работа с поршнем.

Прежде всего приведу одну цитату - «Очень важным эксплуатационным размером является боковой зазор между кольцом и канавкой поршня, поскольку именно от него зависит давление в поршневой канавке. В среднем этот зазор равен 0,04 ÷ 0,08 мм». Постарайтесь об этом не забыть, когда будете точить на поршне канавки под хохлятские кольца.

Точить канавки нужно вот по этому эскизу (рядом - готовый универсальный поршень). Это только в том случае, если оба кольца - верхнее и нижнее одинаковой высоты. Если разные, а на такое вы нарваться можете запросто (иногда нижнее, тёмное поршневое кольцо имеет высоту 1,94 мм) - к высоте кольца прибавьте 0,072 мм (эту цифру я взял не с потолка, а из инструкции по эксплуатации двигателя УД2-М1, там на последней странице перечислены все посадки в основных узлах этого легендарного агрегата).

 

Внимание! На рисунке представлены размеры под кольца разной толщины! Если у вас кольца одинаковые, то и канавки под них должны быть одинаковыми!

И ещё - вам могут попасться поршневые кольца от автомобилей семейства «Таврия» («Дана», «Славута», «Дружба»). Обозначение - 130-0065-00. Первое кольцо у этой братвы - 2,0 мм, а вот второе - 1,5 мм! Будьте внимательны! Слава богу, что маслосъёмные кольца у них одинаковые с «тридцаткой»!

Как устанавливать кольца.

Тут особых хитростей нет, но всё же в процесс следует вникнуть. В интернете вы можете увидеть массу инструкций на эту тему, которые могут только запутать. Вот вам конкретный пример.

Поэтому, повторяю - не доверяйте упаковкам. Почему? Потому что на коробочках есть рисунок, как ставить кольца. Но проблема в том, что кольца в коробочках этим рисункам сплошь и рядом не соответствуют. Итак, если кольца одинаковые по высоте и цвету, а также цилиндрические (то есть без проточек) - грубо говоря, по фигу как их ставить. А вот если разного цвета, да ещё и с проточками - тут спешить не следует.


Запомните как Отче наш: верхнее компрессионное кольцо - светлое, устанавливается внутренней фаской вверх. Нижнее компрессионное кольцо - тёмное, устанавливается наружной фаской вниз.

Монтажный зазор в замке колец, сжатых в цилиндре, должен быть:

- для компрессионных - 0,25-0,55 мм

- для дисков маслосъёмных - 0,9-1,5 мм.

И последнее, ещё раз повторю - если вдруг на кольцах есть надпись «top» или «верх» - она должна «смотреть» вверх, то есть к днищу поршня.

*    *    *

Совсем забыл! Следует иметь в виду ещё один момент: двигатели серии УД - воздушного охлаждения. И поршневые кольца в них работают при температуре 105оС. В двигателях же с водяным охлаждением температура, как правило, не превышает 85оС. Это важно! Поэтому, если есть выбор, лучше применить поршневые кольца не с «Таврии», а со старой «тридцатки» - они более приспособлены и лучше переносят высокие температуры.

А это уже так, для общего развития:

Двигатель МеМЗ-966 А:

Комплект поршневых колец 966А-1000101.

Диаметр 72 мм, нормальный.

966-1004030 - кольцо компрессионное верхнее (4 шт);

966-1004025 - кольцо компрессионное нижнее (4 шт);

966А-1004027 - кольцо маслосъёмное (одна деталь!, 4 шт). Это кольцо для УД2 - «родное»! Оно стоит на поршнях исходно.

Это - из инструкции к УД2.

В настоящее время маслосъёмные кольца составные, состоят из четырёх деталей: двух дисков (тонких колец) и ещё двух железяк-расширителей.

966А-1004038 - расширитель осевой маслосъёмного кольца (4 шт);

966А-1004039 - расширитель осевой поршневого кольца (4 шт);

966-1004040 - диск кольцевой (2 штуки в комплекте, 8 шт на один двигатель. Имеется в виду четырёхгоршковый МеМЗ. А нам на наш УД надо, разумеется, в два раза меньше).

Вся эта жуткая конструкция и есть одно маслосъёмное кольцо!

*    *    *