Косяки в инструкции

КОСЯКИ  В  ИНСТРУКЦИИ

В этом разделе я хочу рассказать вам о том, чего нет в инстукции, а по большому счёту быть должно. Маленькая хитрость сборки УД2. Сразу предвижу ваши сардонические ухмылки - автор сбрендил. Как можно собрать «удешку» неправильно? Это ж сколько надо выжрать!

Не спешите с выводами, дорогие товаришчи!

Итак, приходит тут ко мне мой старый друг, тракторостроитель, собравший и разобравший не один десяток удэшек, и показывает мне вот такую деталь:

Узнаёте? Да-да, это коллектор, только с оторванным ушком. И как же это ушко могло оторваться? Оказывается, очень просто.

Так вот, господа, если вы снимали цилиндры, ну, чтобы поменять, скажем, поршневые кольца или притереть клапаны, то при установке этих самых цилиндров обратно на место НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не прикручивайте их сразу насмерть. Вы спросите - почему? Потому!

Каждый цилиндр крепится к верхнему картеру на четырёх шпильках - двух длинных и двух коротких. Цилиндры между собой не связаны, это разные детали. Крепёжные шпильки - восьмимиллиметровые, а отверстия в цилиндрах - десятимиллиметровые. Это важно? Очень! Эти два миллиметра люфта могут сыграть злую шутку - цилиндры установятся так, что не будет соблюдена параллельность впускно-выпускных отверстий. И вот тогда, если вы будете устанавливать коллектор, то вполне возможно в лучшем случае получите подсос воздуха, а в худшем - оторвёте это самое ушко.

Поэтому первым делом после «посадки» цилиндров на место привинтите коллектор. Привинтите насмерть. И только потом прикручивайте цилиндры - на маленьких шпильках просто затяните гайки, а на длинные наденьте пару-тройку гаек большего диаметра и затяните «родными» восьмимиллиметровыми.

Кстати, в инструкции к УД2 ничего подобного даже в принципе нет. Но, гуляя по просторам интернета, я случайно наткнулся на один любопытный документ. Оказывается, железнодорожники ставили УД2 на вагоны с холодильными установками. Так вот, в тамошней инструкции к двигателю (а она иная и с несколько другими иллюстрациями) есть вот такая фраза:

«При сборке двигателя необходимо в первую очередь после установки цилиндров на соответствующие шпильки крепить трубопровод и только затем производить затяжку гаек шпилек крепления цилиндра. В противном случае может произойти поломка ушков трубопроводов цилиндров».

Как видите и умно, и дальновидно.

Теперь снимите коллектор и отрегулируйте зазоры в клапанах (напоминаю - 0,2 в холодном состоянии для всех клапанов).

Далее, если снимали магнето, правильно его установите (в соответствии с инструкцией). Теперь ставьте коллектор и прикручивайте головки цилиндров.

*    *    *

Далее ещё один прикол, который почему-то никто с середины прошлого века так и не заметил. Эта ошибка переходит из инструкции в инструкцию, но никому до этого дела как не было, так и нет.

Перед вами слева - шестерня распредвала.

Метка 1 - для согласования с коленвалом, метка 2 - для сопряжения с шестернёй регулятора и магнето. На фотографии шестерня стоит именно так, как она устанавливается в двигатель. Между метками, по малой дуге, так как того и требует инструкция, ровно 23 зуба. Посмотрите, куда смотрит шпоночный паз 3. Примерно на 10 часов. Правильно?

Вот так это смотрится на правильно собранном двигателе. 1 - шестерня коленвала, 2 - шестерня распредвала, 3 - шестерня регулятора и магнето.

А теперь полюбопытствуйте, куда направил свой взор этот же шпоночный паз на рисунке из инструкции. Нормально, да? Так установить шестерню вы даже на спор не сможете. Получается, что инструкцию писали люди, никогда УД2 в глаза не видевшие!

Впрочем, такое встречается сплошь и рядом...

*    *    *