МОДЕРНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ УД2

 УПРАВЛЕНИЕ КАРБЮРАТОРОМ К16  ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТОРА  БЕСКОНТАКТНОЕ ЗАЖИГАНИЕ
 УСТАНОВКА БЕНЗОНАСОСА  ПЕРЕДЕЛКА МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЫ  ИЗГОТОВЛЕНИЕ КЛАПАНОВ
 ПОДОГРЕВ МАСЛА  УСТАНОВКА КАРБЮРАТОРА СОЛЕКС 2108х  УСТАНОВКА СТАРТЕРА НА УД2
 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРОВОДОВ МАГНЕТО  УСТАНОВКА КАРБЮРАТОРА MIKUNI VM26  НА 92-ой БЕНЗИН!
 ПОРШНЕВЫЕ КОЛЬЦА НА УД2  СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ УД2  НА ГЛАВНУЮ
 Насколько надо уменьшать камеру сгорания для работы на 92-ом бензине?

НАСКОЛЬКО  НАДО  УМЕНЬШИТЬ  КАМЕРУ  СГОРАНИЯ
  ДЛЯ  РАБОТЫ  УД2  НА  92-ом  БЕНЗИНЕ?

Известно, что изначально двигатель УД2 разрабатывался для работы на бензине, октановое число которого составляло 66! Отсюда и его потрясающая степень сжатия - 4,8! Это не удивительно, ибо камера сгорания у нашего почётного пенсионера просто огромна - аж 72 см3! И это при объёме цилиндра всего в 305,208 «кубиков».

Это - фрагменты инструкций. Первая - 1972 год, вторая - 1978. Сначала были только 66-ой и 72-ой. Потом появился и 76-ой. При этом размеры поршневой группы, а следовательно и степень сжатия, не менялись.

Так что же нужно сделать, чтобы уменьшить аппетиты нашего старичка и приучить его к теперешнему, высооктановому топливу? Всего-то уменьшить камеру сгорания. Это в свою очередь увеличит степень сжатия, немного повысит мощность и снизит потребление дорогостоящего энергоносителя.

В интернете я частенько встречал рекомендации, на сколько миллиметров надо фрезеровать крышки цилиндров для работы УД2 на 92-ом бензине. Одни говорят на 1 мм, другие - на 2, третьи с пеной у рта доказывают, что на 3. Хочу заметить, что подобные рекомендации не содерждат главного - мысли. Они ни на чём не основаны и взяты с потолка. А двигатель - это довольно точный прибор и требует серьёзных расчётов. Поэтому «танцевать» будем от степени сжатия.

Ну что, к танцам готовы? Тогда берите бубен и с богом! В ритме вальса - раз-два-три... Раз-два-три...

Известно, что для нормальной работы двигателя на бензине с октановым числом 92 степень сжатия должна находиться в пределах 8,2 - 9,5. Я предлагаю выбрать 8,6. Почему? Скажем так - число понравилось...

Раз-два-три... Раз-два-три...

Согласно определению, степень сжатия - это отношение между максимальным объёмом цилиндра (когда поршень находться в НМТ) и минимальным (когда поршень - в ВМТ). В математическом выражении эта заумная фраза выглядит не очень презентабельно:

Где:

St - степень сжатия (в нашем случае - 8,6)

Vцил - объём цилиндра (напомню - πR2 х h), где h - ход поршня, 75 мм. То есть, 3,14 х (3,62) х 7,5 = 305,208 см3.

Vкам - объём камеры сгорания (искомая величина).

Несложные математические преобразования дают следующий результат:

Подставив числовые значения, получим:

Округлим полученный результат до 40 см3. Вот именно при таком объёме камеры сгорания будет обеспечена нормальная и экономичная работа УД2 на бензине с октановым числом 92! Впрочем, если толщина стенки крышки цилиндра позволяет, объём камеры сгорания можно сделать и меньше. Вот вам таблица зависимости степени сжатия от объёма камеры сгорания второй «удэшки».

P.S. Объём, вносимый прокладкой крышки цилиндра мы не учитываем, поскольку будем использовать отожжённую листовую медь толщиной 0,1 мм.


*    *    *

Спросите, что делать дальше?

А дальше надо завернуть свечу, выровнять крышку по уровню и налить в камеру сгорания ровно 40 мл керосина. И штангенциркулем измерить расстояние от разъёма крышки до уровня залитой жидкости. Полученная величина подскажет вам, на сколько миллиметров следует уменьшить крышку при фрезеровке.

*    *    *

Думаете, это всё? Квак бы не квак! Не спешите радоваться...

Бубен ещё не потеряли? Тогда - раз-два-три... Раз-два-три...

Возможно, вас ждёт последнее испытание. Дело в том, что клапаны у разных двигателей поднимаются на разную высоту. И зависит это только от высоты кулачков распредвала - этот постулат можете не оспаривать и не проверять!

Теперь, уменьшив высоту крышек цилиндров, вы одновременно уменьшили и глубину выработок под тарелки клапанов. И не исключено, что последние, поднимаясь, будут упираться «головой в потолок», то есть в крышку цилиндра. Так вот, чтобы этого не произошло, высоту кулачков распредвала придётся привести к «общему знаменателю», то есть уменьшить. До каких пределов? Чтобы при максимальном поднятии тарелок клапанов над ними оставалось ну хотя бы пол-миллиметра.

Поясню на эскизе.

Это схематичное изображение клапанного механизма УД2. Седло клапана обозначено синим цветом.

Красным обозначен клапан в закрытом состоянии. При этом его тарелка подвышается над плоскостью разъёма цилиндра на 2 мм.

В открытом состоянии (отмечен зелёным) тарелка клапана поднимается на 9 мм (по отношению к плоскости разъёма цилиндра). То есть разница закрыт/открыт - 7 мм. Проверяйте этот показатель! На разных двигателях он может разниться!

Поэтому, замеряем глубину камеры сгорания в проекции тарелок клапанов и вычитаем 0,5. Полученная величина в миллиметрах показывает, на сколько может подниматься тарелка клапана без ущерба для себя и крышки цилиндра. Зная, на какую высоту эта самая тарелка понималась до переделки, то есть исходно (как правило 8-9 мм, но могут быть и отклонения в ту или другую сторону), из большей величины вычитаем меньшую. Разница - это и есть то, насколько надо уменьшить высоту кулачков распредвала. А потом их, все четыре, ещё и отшлифовать. Примерно (повторяю - примерно!) это выглядит вот так:

Ещё раз обращаю ваше внимание: синие цифры 3 и 16,2 на втором рисунке - величины примерные. У вас могут получиться совсем другие данные!

Спросите, почему форма кулачка такая «тупая»? Просто если сделать её более острой, то уменьшится время открытого состояния клапана. Вкупе со снижением высоты подъёма тарелки это может негативно сказаться на времени наполнения цилиндров горючей смесью или освобождения их от отработанных газов.

Что, сильно нагрузил информацией? А никто не обещал, что будет легко...

За то с каким удовольствием вы будете исполнять «раз-два-три... раз-два-три...», когда движок заведётся и будет мягко и экономично шуршать на 92-ом!

*    *    *

Иногда меня спрашивают - неужели вот так просто можно перевести старый, отживший своё движок с 66-го на 92-ой бензин, вдохнув в него, таким образом, новую жизнь. В принципе - да! Но! Как и во всяком деле тут есть это пресловутое но...

Дело в том, после фрезеровки толщина крышки должна остаться не менее 4,5 мм. И в этом - камень преткновения.

Не всякие крышки цилиндров можно так отфрезеровать. Из довольно большого количества двигателей, которые были в моём распоряжении, только один раз мне посчастливилось встретить крышки цилиндров толщиной 11 мм! Обычно это или 7, или 8 мм (ну, сами понимаете, ляминь - стратегическое сырьё, экономия и всё такое...)

Разумеется, если вы отфрезеруете такую крышку на 5 мм, то останется всего 2 или 3 мм. А этого явно недостаточно, да и опасно. Поэтому, тут уж - как повезёт.

Кстати, ещё один совет - несмотря на то, что живём мы в двадцать первом веке, количество безруких мастеров растёт в геометрической прогрессии. Никто ничего не может! Это я к тому, что даже в столице нашей Родины уменьшить размеры кулачков распредвала легковой машины невозможно! Всем нужны голы, очки, секунды, объёмы, тонно-километры и бабки. И последних - как можно больше. Починить распредвал от КамАЗа - это пожалуйста, а заниматься копеечной работой с распредвалом УД2 - тут руки сразу прячутся в ж...!

*    *    *

Мне удалось самостоятельно обработать распредвал на токарном станке. И, кстати говоря, ничего сложного. На всё это мероприятие ушло от силы минут пятнадцать.

Это исходник.

Он же, установленный в токарный станок.

На место суппорта я установил маленькую угловую шлифмашину, а вместо отрезного круга использовал белый точильный круг диаметром 125 мм.

Данные круга: 125 х 25 х 32, 25А F60 L 7V 35, 5350 об/мин. Я использовал именно такой. Но, думаю, можно применить и другие марки. Главное, чтобы он выдерживал большие обороты и не разлетелся в самый неподходящий момент.

Обрабатывать распредвал следует на небольшой скорости вращения шпинделя станка. И помните - кулачки распредвала эксцентричны, поэтому при каждом обороте получается удар. Из-за этого подача должна быть очень медленной - не более сотки на два-три оборота.

При обработке последних двух десяток скорость вращения шпинделя следует увеличить до максимальной. При этом поверхность кулачков станет практически зеркальной.

А это - переточенный распредвал.

Он же - в сборе с шестерней и подшипниками.

Вот теперь точно всё!

Так что можете со спокойной совестью обработать бубен дихлофосом, сдобрить его нафталином и убрать до следующей модернизации...

*    *    *